Михаил Тарасов: «В фотографии, как и в философии — всё зависит от точки отсчёта»

Михаил Тарасов — петербургский фотограф-портретист. Участник многих выставок, обладатель приза зрительских симпатий на вручении премии «Лучший фотограф года». Работы Михаила удивительно проникновенны, глубоки и чувственны, ему действительно удается показать красоту в своем естественном виде.

михаил тарасов3

-Михаил, как долго вы занимаетесь фотографией? Вы можете вспомнить себя до своего увлечения и сравнить с сегодняшним вашим «я». Как вы изменились?

Михаил Тарасов: Впервые осмысленно взял камеру в 2001-ом году. Главное изменение, если сравнивать со временами «до» — стал лучше разбираться в людях и, соответственно, в себе тоже.

-Как меняет человека камера? Ролан Барт написал целое философское произведение на тему фотографии, в котором утверждает, что перед камерой человек закрепощается и сама его суть ускользает. Особенно это относится к обнаженной натуре. Так ли это?

М.Т.: Фотография — дело тонкое. В ней, как и в философии, всё очень взаимосвязано — если закрепощён фотограф, то не стоит ожидать обратного и от модели. Напротив, раскрепощённость автора может сыграть дурную шутку, если не будет иметь границ. Камера меняет обоих людей, как перед ней, так и за. Но ускользающая суть… — смотря что мы считаем сутью! Модель? Обнажённое тело модели? Или всё-таки задумку автора? В каждом из вариантов приоритеты будут смещаться и если говорить об авторской фотографии. Та же самая закрепощённость вполне может быть и задумкой фотографа — почему бы и нет? Как и в философии — всё зависит от точки отсчёта.

михаил тарасов2

-На подавляющем большинстве ваших работ — девушки, а что же не мужчины? они не выразительны как объекты фото съемки?

М.Т.: Мужчины, как не странно, более зажаты при позировании, с ними сложнее работать, чем с девушками — хотя это не касается актёров-мужчин. Ведь если для девушек достаточно просто их природной красоты, то для мужской фотографии необходима харизматичность. Если девушки очаровывают сексуальностью, то для интересного мужского портрета необходима история. А «историю» человека всегда сложнее достать из него, нежели внешность.

-Какая она идеальная модель?

М.Т.: Та, что отвечает задумке автора — в каждом конкретном случае это будет разные люди. Если же мы говорим о коммерческой съёмке, то идеальная модель — это профессионал своего дела, помощник в работе — человек без «закидонов», капризов и напыщенности, знающий свои выгодные стороны и умело ими пользующийся.

-Обнаженную натуру снимать проще или наоборот сложнее? есть ли разница? в ощущениях, атмосфере.

М.Т.: Главное для меня — художественная составляющая, творческая, а это несколько другой приоритет, чем одет человек или нет. С одной стороны, съёмка обнажённой натуры подразумевает должную деликатность, с другой — и в портретной без нее не сделаешь хорошие фотографии. В первом случае человек доверяет своё тело, во втором — душу, как бы громко и банально это не звучало.  Портретная фотография куда как более хрупкий предмет, атмосфера и ощущения в ней много важнее.

Вы много и часто снимаете девушек, это не мешает личной жизни? Ревность и прочие пороки?

М.Т.: Фотография — это дело моей жизни, и к личной жизни оно имеет отношение такое же как и любое другое у любого другого человека. Когда получается встретить человека понимающего это — проблем не возникает.

михаил тарасов4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы много путешествуете? снимаете за границей? среди продвинутых фотографов довольно модно снимать за границей, заодно и путешествовать вы как? следуете тенденциям?

М.Т.: У меня вообще трудности с отслеживанием тенденций. Не сказать, что я много путешествую, но если куда-то и выезжаю вне работы, то стараюсь отдыхать от фотографии, хотя бы постановочной, поэтому если и снимаю, то сугубо пейзажи или жанровый репортаж.

-Вы когда-нибудь задумывались в чем суть фотографии? почему некоторые снимки остаются в памяти, а некоторые нет?

М.Т.: А почему некоторые люди остаются в памяти? Почему другие нет? Если не вдаваться в подробности, то самая простая суть фотографии — гармония. Человека по природе привлекает всё гармоничное, будь то изображение, музыка или литературное произведение. И каждому конкретному человеку нравится что-то конкретно своё, но в то же время — есть произведения, привлекающие внимания многих. Каждый из нас — личность, но все мы — люди. Фотография это всего лишь один из языков, на котором можно рассказать какую-то суть или идею — и каждый выберет свою.

михаил тарасов6

-Наверное, довольно частый вопрос, но для творческих людей без этого никуда. Что вас вдохновляет? Когда поглощает фото-рутина, как вы отдыхаете?

М.Т.: Люди, всегда вдохновляют именно люди. Как ни странно, но живого общения с людьми у меня крайне мало, это почти что социофобия, и потому, когда это общение происходит с интересными людьми — другого вдохновения и не надо.

 

— Однажды я показала своему другу фотографа, работы которого мне понравились, он сказал, ну что я тут вижу, Марк II и «фотошоп». Что бы делали современные фотографы, если все компьютеры сломались?

М.Т.: Пошли бы наконец нормально работать! Остались бы те, кто действительно себя не видит вне фотографии — достали бы старые плёночные фотоаппараты, бачки и ванночки, вспомнили зашторенные окна на кухне и красные фонари.

— Из чего, традиционно, состоит процесс обработки снимков? На что вы ставите акценты?

М.Т.: Ретушь кожи, контрасты и цветовые акценты, фильтры — это и акценты и последовательность.

— Каким редактором вы пользуетесь? Почему отдаете предпочтение именно ему?

М.Т.: Photoshop. А есть варианты?

-Что экономит время при обработке снимков?

М.Т.: понимание того, чего хочется добиться в результате.

— Какой стандартный набор фото-техники вы берете на съемку?

М.: Сanon 5d markIII, 50/1.4 и 135/2

-У вас есть опыт съемки с ассистентом? Когда помощник бывает действительно необходим?

М.Т.: Редко, но необходимость бывает в сложных постановках, где большая площадь снимаемого и используемого под свет пространства или уличные съёмки с выносным светом.

— Вы согласны, что хороший фотограф должен уметь снимать все? И природу, и людей, и репортаж или все-таки мастерство развивается только в одном направлении?

М.Т.: Профессионал должен уметь снимать всё. В той или иной степени, конечно, но да, это показатель профессионализма.

Чего никогда не должен делать фотограф?

М.Т.: Как и человек любой профессии — останавливаться в развитии.

 

продолжите  предложение:

 

я никогда не видел ничего сверхестественного. А жаль.

 

я очень везучий в принципе, по жизни. Если задуматься, то многое из того, чего я добился в жизни — фарт. Хотя не стоит забывать, что везёт тому, кто везёт.

 

я часто сомневаюсь и рассуждаю.

 

старайся избегать сомнений и рассуждений.

 

отдых это расслабленность ума, но, как ни странно, это одновременно и познание.

 

стыдно признаться, но я лишь однажды был на балете, так и не дочитал Войну и Мир, и считаю, что в футбол лучше играть, чем болеть.

 

в будущем мы превратимся в биокибернетические организмы.

 

фотография это ложь, но в ней намёк.

Беседовала Трофимова Юлия

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *